Дюнный рельеф подвержен весьма быстрым и существенным изменениям под влиянием тех самых агентов, которым он обязан своим происхождением. Под влиянием воздушных течений отдельные дюны и целые группы их, подвергаясь передуванию, быстро меняют свои очертания, причём существенным изменениям подвергается и само местоположение отдельных дюн и их составных частей (миграция дюн) (рис. 84). По причине чрезвычайной водопроницаемости грунта, а также потому, что накопление материковых песков возникают в странах сухих, собственно эрозия в эволюции материково-дюнного рельефа или вовсе не играет никакой роли, или играет роль весьма незначительную.
Существенное отличие песчано-холмистого рельефа от моренного заключается в отсутствии стоячих водных скоплений в понижениях между дюнами (это замечание относится к незаросшим материковым пескам). В значительной степени этим и объясняется отсутствие тенденции к уполаживанию рельефа, столь характерной для моренного ландшафта.
Роль фактора, консервирующего дюнный рельеф, играет растительность, в состав которой входят, само собой разумеется, представители псаммофитной флоры. По мере зарастания песков сначала отдельными экземплярами, а затем целыми ассоциациями таких растений меняется мало-помалу и общая морфология песчаных пространств: чисто барханный ландшафт постепенно превращается в бугристый, затем и бугристый рельеф утрачивает отчасти свою прихотливость, уполаживается, как бы выравнивается, приобретая плавно-волнистые очертания. Вместе с тем на песках развивается почвенный покров, в свою очередь содействующий дальнейшему закреплению рельефа.
При изменении климатических условий дюнный рельеф может ещё долгое время сохраняться как бы в ископаемом (законсервированном) состоянии (материковые дюны в северной Германии, в Белоруссии, в Полесье и др.).
Грядовый и холмисто-грядовый песчаные рельефы характеризуются преобладанием вытянутых в длину валообразных дюн, наряду с которыми, впрочем, всегда встречаются в виде подчинённых и другие формы. Грядовые пески могут встречаться внутри континентов и на побережьях морей или больших внутриконтинентальных водных бассейнов.
В первом случае песчаные валы возникают путём слияния в одну гряду многих одиночных или полисинтетических барханов; во втором - путём постепенного соединения в одно целое зачаточных дюн (песчаных дюн или песчаных языков). В побережных зонах гряды всегда располагаются своими длинными осями параллельно линии берега: внутри континентов их направление то совпадает с направлением господствующих ветров, но чаще бывает к нему перпендикулярным. При этом продольные по отношению к направлению ветра валы чаще наблюдаются там, где приток песчаного материала, из которого ветер формирует дюны, не столь значителен, а поперечные - свойственны, главным образом, местностям, где воздушные течения располагают для своей работы большими массами песков. Грядовые пески занимают большие площади в Индии - в пустыне Тар, где они представлены в прибрежных зонах преимущественно продольными, а внутри страны преимущественно поперечными дюнами; у нас громадные площади заняты грядовыми песками в Закаспии (в западной части Туркменской республики), где, впрочем, генезис их не вполне ещё выяснен. Точно так же обычны они и в других областях Центральной Азии, равно как внутри других континентов.
В песчаных пустынях Центральной Азии при известных условиях возникает своеобразная разность песчаного рельефа, описываемая в геоморфологии под названием решётчатого дюнного рельефа. Господствующими формами являются поперечные по отношению к направлению ветра дюнные гряды, образовавшиеся путём слияния многочисленных барханов. Обладая в продольном профиле неравномерной высотой, эти поперечные гряды подвергаются неравномерному развеванию, более интенсивному в тех местах, где гребни их понижены. Здесь оюразуются песчаные перемычки, перебрасывающиеся от одной гряды к другой. Вся песчаная пустыня даёт тогда в плане картину неправильной решётки: более или менее параллельные друг другу высокие песчаные гряды переплетаются между собой во многих местах при помощи множества перемычек в прихотливую сеть, в петлях которой выступает в понижкниях твёрдый глинистый или песчано-глинистый, нередко засоленный грунт пустыни (такыры). При дальнейшем развевании засыпаются песком и эти понижения, и тогда вся пустыня приобретает волнисто-бугристый рельеф.
Грядовый дюнный рельеф, как сказано, весьма характерен также для побережных зон некоторых морей и крупных внутриконтинентальных водных бассейнов, где, однако, он обладает некоторыми особенностями. Материалом для постройки воздушными течениями дюн здесь служит песок, выбрасываемый волнами на берег. Обсыхая, этот песок подхватывается дующими с моря ветрами и уносится внурть страны.
Первоначальными препятствиями, вокруг которых начинают накапливаться пески, являются отдельные стебли и пучки растущих на засоленной почве морских побережий травянистых галофитов, как, например, злака Junceum triticum на побережьях северной Германии. У таких препятствий сначала образуются небольшие накопления песчаного материала в виде вытянутых языкообразных зародышевых дюн (песчаные языки). Увеличиваясь в числе и возрастая в своих размерах, они мало-помалу сливаются друг с другом в один вал, идущий в общем параллельно берегу. По мере роста дюн и выщелачивания из них солей атмосферными водами место любящих засоленную почву растений занимают псаммофиты, могущие жить только на незасоленных почвах, а ещё позже на них поселяются кустарники и деревья. Так, на южном побережье Северного моря на песках, недавно выступивших из-под уровня моря, сначала поселяется злак Junceum triticum, вокруг стеблей которого и начинают возникать зародышевые дюны; позже дюнные пески зарастают псаммофитом Psamma arenaria, не переносящим засоления почвы, а этот последний уже в свою очередь уступает место кустарникам и древесной растительности. На Балтийском побережье песчаные дюны зарастают первоначально Honkenya peploides, а в дальнейшем на дюнах появляется злак Calamagrostis (Ammophila arenaria). Так как самыми старыми дюнами являются наиболее удалённые от моря, а самыми молодыми наиболее близкие к последнему, то в общем дюны должны быть тем лучше законсервированы, чем дальше они отстоят от моря, если только процесс естественного закрепления их не будет нарушен вмешательством человека, например, в результате вырубки лесов.
Подобно континентальным грядовым дюнам, и прибрежно-морские дюны, не закреплённые растительностью, могут перемещаться, причём это перемещение всегда происходит по направлению внутрь страны. Таким образом, мы в этом типе ландшафта можем проследить все фазы его эволюции, от первых стадий крайней подвижности песков и быстрой изменчивости всего ландшафта до полной приостановки перемещения дюн и закрепления всего рельефа.
Механизм передвижения (миграции) дюнных песков изучен сравнительно хорошо и излагается во всех руководствах по физической геологии и физической географии, так что здесь нет надобности снова подробно на нём останавливаться. Отметим лишь некоторые моменты этого процесса. Рост дюны продолжается в вышину до тех пор, пока песок, приносимый воздушным течением, целиком или в значительной своей части задерживается препятствием, встречаемым этим течением на своём пути. Первоначально таким препятствием служат стебли и кустики растений, какие-нибудь камни, кочки или влажные пятна грунта, позже сама дюна. Но ветер, отлагая на дюне песок, в то же время стремится и унести часть слагающего её песчаного материала дальше. Чем выше дюна, тем с большей силой ударяется в неё ветер и тем больше песка может он уносить с собой дальше. Наступает момент, когда количество приносимого ветром песка уравновешивается с тем количеством, какое он может уносить дальше. Тогда рост дюны в вышину прекращается. Дюна достигает состояния равновесия и в дальнейшем начинает подвергаться перемещению: сдувая с наветренной стороны часть песка, ветер перебрасывает его на подветренную сторону дюны, где он и накапливается; таким образом, слой за слоем перебрасывается с наветренного склона дюны на подветренный, и параллельно с этим и вся дюна понемногу перемещается в направлении господствующих ветров. Параллельно с этим может совершаться и развевание дюны, частичное или полное, именно в тех местах и в тех случаях, когда сила воздушных течений достаточно велика, чтобы уносить песка больше, чем может задержать дюна.
Из сказанного вытекает, что дюнный ландшафт может утратить свою подвижность в том случае, когда по тем или иным причинам на песках разовьётся связный и прочно укоренившийся растительный покров. В прибрежных дюнах это имеет место после того, как дюна достаточно отодвинется от морского берега и достаточно закрепится растительностью в процессе постепенного естественного зарастания; в материковых дюнах - вследствие изменения климатических условий (увлажнения климата).
В последнем случае дюнный ландшафт и отдельные дюны могут сохраниться как бы в ископаемом состоянии. Древние материковые дюны сохранились во многих местах северной Германии и на западе Европейской части СССР.
Русские авторы выделяют в особую категорию песчано-аккумулятивного ландшафта пространства, усеянные сравнительно редкими дюнами неправильной формы, так называемые кучевые пески. По Обручеву, такие пески свойственны местностям, "где свободного материала, переносимого ветром, немного, и где он, скучиваясь вокруг препятствий, представляемых кустами растений, не в состоянии засыпать таковые и образовать барханы". Такие пески пользуются широким распространением. От барханных они отличаются большей глинистостью и богатством известковыми солями.
Речными дюнами мы условимся называть дюны, развивающиеся по берегам, чаще всего по террасам, речных долин. В подавляющем больштнстве случаев они бывают представлены типичными бугристыми песками и играют роль лишь подчинённого типа ландшафта, варьирующего те или иные типы долин. Но иногда речные пески достигают такого развития, что доставляют главный материал для постройки обширных площадей материковых дюн. Континентальным пескам Закаспия некоторые русские авторы (Неуструев) приписывают именно речное происхождение. Впрочем, другие исследователи склонны по крайней мере части песков Средней Азии приписывать происхождение за счёт передувания древнекаспийских песков.
Условия образования и развития песков речных террас в общем выяснены с меньшей полнотой, чем материковых песчаных накоплений. Так, пески, известные в литературе по описаниям различных авторов, как речные дюны Дона, приурочены или ко вторым надпойменным террасам, или к переходам от третьих террас ко вторым. Они обязаны своим происхождением процессам развевания третьих террас при первом наиболее древнем понижении базиса эрозии Донской системы. Таким образом, в их формировании участвовали не только современные процессы, но и процессы, относящиеся к прошлым геологическим фазам и иным климатическим условиям. Современная же эоловая деятельность обнаруживается только там, где деятельность человека или эрозия обнажила успокоившиеся пески, и "выражается в деструкции ранее возникших элементов рельефа". Надо полагать, что при более тщательных изысканиях для большинства террасовых песков Европейской части СССР будут обнаружены столь же сложные условия формирования, как и на Дону.
ВНИМАНИЕ:
* К предыдущей части ЭОЛОВЫЙ ХОЛМИСТЫЙ РЕЛЬЕФ.
* К следующей части РОЛЬ РАСТИТЕЛЬНОСТИ В ЭВОЛЮЦИИ АККУМУЛЯТИВНОГО ПЕСЧАНОГО РЕЛЬЕФА.
* К оглавлению книги ОСНОВЫ ГЕОМОРФОЛОГИИ.
* К сайту МЕМОРИАЛ ЯКОВА ЭДЕЛЬШТЕЙНА.
Информация на блоге ежедневно (кроме субботы и воскресенья) обновляется и пополняется.
Комментариев нет:
Отправить комментарий