Выше уже отмечалось, что в природе трудно провести вполне отчётливую границу между формами рельефа, к которым приложимо название "гора", и такими, которые следует называть "холмами". Условно некоторые геоморфологи проводят эту границу таким образом, что к первым относятся высоты более 200 м над уровнем моря, а ко вторым - более низкие. Но этот чисто гипсометрический критерий является, само собой разумеется, весьма шатким. Кроме гипсометрического, можно бы указать и ещё на один, уже упоминавшийся морфологический признак. Холмы обычно составляют второстепенные, подчинённые элементы ландшафта, общая физиономия которого определяется другими крупными формами (горами, равнинами, впадинами). Даже в тех областях, где холмов много, как в вышеописанных районах так называемого холмистого рельефа, влияние первостепенных крупных форм всё же не стушёвывается совершенно. Например, от местного развития холмистого моренного ландшафта общий характер равнинной или горной страны всё же не утрачивается. Между тем горы, к которым мы относим крупные положительные формы земной поверхности, накладывают совершенно определённый отпечаток на облик целых обширных пространств, оправдывающий отнесение их к категории горных стран.
Рихтгофен и А. Пенк отмечали, как наиболее характерные признаки гор, наличие следующих морфологических признаков:
1) Ясно выраженной подошвы, т. е. то извилистой, то более прямолинейной границы, отделяющей горную возвышенность от окружающих её более пониженных пространств.
2) Склона (горного ската), т. е. известной наклонной к горизонту поверхности, при помощи которой данная возвышенная часть литосферы спускается к пониженным пространствам.
От степени наклона этой поверхности к горизонту и от того, насколько резко выражена подошва, зависит и отчётливость очертаний самой горной возвышенности. Чем круче склоны, тем отчётливее выделяются формы горной возвышенности из окружающих пространств. Наиболее рельефные очертания получают горы тогда, когда примыкающие к ним понижения заняты водой. В таком случае даже при сравнительной пологости горных склонов подошвы получают чрезвычайно резкие очертания.
Обширные горные страны, представляющие вообще наиболее сложные в геоморфологическом отношении участки земной поверхности, в своих внутренних частях нередко состоят из более высоких гор, которые с периферии окаймляются менее значительными возвышенностями. Последние представляют, следовательно, как бы переход от настоящих гор к низменностям и поэтому часто называются предгорьями. Эти последние почти всегда бывают и морфологически и генетически тесно связаны с горными возвышенностями, к которым они примыкают.
Будучи значительно приподняты над уровнем моря, горные возвышенности являются областями, где все процессы денудации и эрозии могут разыгрываться с наибольшей интенсивностью. Вот почему горные страны в подавляющем большинстве случаев представляют в то же время и области развития долинного ландшафта. Впрочем, развитие сети долин определяется не только гипсометрическими условиями, но и геологическим составом гор и климатическими факторами.
В конечном счёте морфология горных возвышенностей определяется:
А. Первичными очертаниями того поднятия на земной поверхности, которое дало начало данной горной возвышенности и самое возникновение которого было вызвано или тектоническими, или эпейрогеническими, или, наконец, вулканическими процессами.
Б. Последующим преобразованием этого первичного поднятия экзогенными силами, главным образом смывом атмосферными водами, деятельностью проточных вод и ледников.
Ниже нам придётся коснуться, следовательно, сначала вопросов генезиса гор, а затем детально расмотреть процессы их расчленения экзогенными агентами. Предварительно, однако, заметим, что по внешней форме горы подразделяются на:
1. Одиночные, или отдельные (сюда относятся многие из вулканических гор, останцовые горы, о которых речь ниже).
2. Вытянутые в длину и сравнительно узкие, называемые горными хребтами, а при большей протяжённости в длину и при более значительных размерах в высоту и в ширину - горными цепями (Кавказская горная цепь, Пиренеи, Альпийские горные цепи, Гималайская горная цепь, Кордильеры, Анды и др.). Почти никогда горные цепи не состоят из одного только возвышенного вала, чаще в состав их входит сложный комплекс более или менее параллельных друг другу хребтов и кряжей. Горные цепи обычно отличаются сильно развитым долинным ландшафтом и соответственно с этим чрезвычайно сложным рельефом.
3. Сравнительно не столь сильно расчленённые, более или менее обширные горные поднятия неправильных очертаний в плане носят название горных массивов и нагорий. Степень их расчленения долинами может быть весьма различна в зависимости от целого ряда как геологических, так и климатических причин, о которых будет подробнее сказано ниже.
Для внешнего вида горных цепей существенно то, что в их оформлении основную роль играют именно склоны, так как их высшие части (гребни, кряжи, хребты) представляют суженные участки, в существе своём сплошь и рядом дающие лишь различные формы пересечения склонов. В противоположность этому, в общей физиономии горных массивов видную, а нередко и доминирующую роль играют их верхние пространства, между тем как склонами подчёркивается, главныи образом, отношение этих массивов или нагорий к окружающим пространствам.
4. Сложные системы горных возвышенностей, состоящие из сочетания горных кряжей, отдельных массивов, вулканических конусов и т. д. Сюда относятся крупнейшие горные поднятия на земном шаре (например, некоторые центрально-азиатские горные системы). Надо, впрочем, оговорить, что большинство так называемых в географии горных цепей относится к этого рода образованиям (Кавказ, Анды, Кордильеры и др.).
В горных возвышенностях, глубоко расчленённых долинами, следует отличать горные склоны, возникшие в результате эрозионных процессов, от первичных склонов данной горной системы. Последние прослеживаются по внешнему краю всей данной горной системы, перебрасываясь от одной части её к другой, независимо от расчленяющих горы эрозионных борозд. Первые тесно связаны в своём распространении и форме именно с речными долинами. Следовательно, чем больше развивается долинная сеть, тем больше отступает на задний план роль первичных склонов в определении форм горных возвышенностей и, наоборот, тем большее значение в их внешнем облике получают склоны, возникшие в результате эрозионных процессов.
Восстановление первоначального вида и протяжённости первичных горных склонов составляет одну из важнейших и притом весьма нелёгких задач морфологического анализа.
ВНИМАНИЕ:
* К предыдущей части АККУМУЛЯТИВНЫЙ ХОЛМИСТЫЙ РЕЛЬЕФ ВУЛКАНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.
* К следующей части ГЕНЕЗИС ГОР.
* К оглавлению книги ОСНОВЫ ГЕОМОРФОЛОГИИ.
* К сайту МЕМОРИАЛ ЯКОВА ЭДЕЛЬШТЕЙНА.
Информация на блоге ежедневно (кроме субботы и воскресенья) обновляется и пополняется.
Очень объёмная, одна из основных глав книги.
ОтветитьУдалить