При изучении песчаных образований надо собрать материал, достаточный для ответа на следующие вопросы:
1. Географическое положение дюн в связи с их происхождением, т. е. имеем ли мы дело с материковыми, речными, прибрежно-озёрными или, наконец, прибрежно-морскими дюнами.
2. Источник песчаного материала, из которого строятся дюны, т. е. являются ли пески аллювиальными, выброшенными на сушу морским прибоем, или же они представляют продукты разрушения каких-нибудь коренных пород, как это иногда имеет место в степных и пустынных областях, где материал для постройки песчаных накоплений дают продукты выветривания гранитов и родственных им массивных пород, песчаников и т. п.
3. Гранулометрический состав песков, степень окатанности и обтёртости отдельных песчинок, преобладающие размеры, окраска, от которой обычно зависит и окраска всей дюны в целом, примесь к песку глинистых частиц.
4. Наличие или отсутствие на дюнах почвенного покрова, хотя бы в первых стадиях образования.
5. Морфология дюн как в отдельности, так и всего дюнного ландшафта в целом: наличие и роль в общей физиономии ландшафта микроформ (песчаной ряби, зародышевых дюн, песчаных язычков и т. п.).
6. Зависимость морфологии данного песчаного ландшафта от устройства поверхности грунта, на котором происходит формирование дюн, от климатических факторов, главным образом от направления ветров, от развития растительности и соотношения между силой формирующих дюны воздушных течений и количеством песчаного материала, которым они могут располагать для своей накопляющей работы.
7. Стадия развития данного дюнного ландшафта: находится ли он в периоде первых фаз своего развития и роста, достиг ли он состояния равновесия, закрепился ли он в силу развития на нём растительного покрова или общего изменения климатических условий, находится ли он наконец в фазе распада под воздействием дефляции и т. д.
8. Степень подвижности данного песчаного рельефа и возможные меры к её уменьшению (закреплению песков).
9. Степень засоления дюн.
10. Глубина залегания грунтовых вод.
11. Состав и густота растительного покрова.
12. Значение развития сыпучих песков для сельского хозяйства и вообще для культуры изучаемого района.
Исследования должны сопровождаться составлением карты распространения песков, зарисовкой и фотографированием наиболее типичных участков и деталей изучаемого района, составлением профилей дюн и групп их, сбором образцов песков, составлением гербария встречающихся растений, сбором сведений относительно скорости и направления передвижения песков, влияния человека на закрепление или, наоборот, на раздувание песков (искусственное закрепление растительности или вырубка лесов и т. п.).
ВНИМАНИЕ:
* К предыдущей части ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ РЯДЫ АККУМУЛЯТИВНЫХ ПЕСЧАНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.
* К следующей части ЭРОЗИОННЫЙ (СКУЛЬПТУРНЫЙ) ХОЛМИСТЫЙ РЕЛЬЕФ.
* К оглавлению книги ОСНОВЫ ГЕОМОРФОЛОГИИ.
* К сайту МЕМОРИАЛ ЯКОВА ЭДЕЛЬШТЕЙНА.
Информация на блоге ежедневно (кроме субботы и воскресенья) обновляется и пополняется.
Комментариев нет:
Отправить комментарий