пятница, 14 августа 2020 г.

Глава 10, часть 8: ИЗУЧЕНИЕ ПЕСЧАНЫХ ПРОСТРАНСТВ

При изучении песчаных образований надо собрать материал, достаточный для ответа на следующие вопросы:

1. Географическое положение дюн в связи с их происхождением, т. е. имеем ли мы дело с материковыми, речными, прибрежно-озёрными или, наконец, прибрежно-морскими дюнами.

2. Источник песчаного материала, из которого строятся дюны, т. е. являются ли пески аллювиальными, выброшенными на сушу морским прибоем, или же они представляют продукты разрушения каких-нибудь коренных пород, как это иногда имеет место в степных и пустынных областях, где материал для постройки песчаных накоплений дают продукты выветривания гранитов и родственных им массивных пород, песчаников и т. п.

3. Гранулометрический состав песков, степень окатанности и обтёртости отдельных песчинок, преобладающие размеры, окраска, от которой обычно зависит и окраска всей дюны в целом, примесь к песку глинистых частиц.

4. Наличие или отсутствие на дюнах почвенного покрова, хотя бы в первых стадиях образования.

5. Морфология дюн как в отдельности, так и всего дюнного ландшафта в целом: наличие и роль в общей физиономии ландшафта микроформ (песчаной ряби, зародышевых дюн, песчаных язычков и т. п.).

6. Зависимость морфологии данного песчаного ландшафта от устройства поверхности грунта, на котором происходит формирование дюн, от климатических факторов, главным образом от направления ветров, от развития растительности и соотношения между силой формирующих дюны воздушных течений и количеством песчаного материала, которым они могут располагать для своей накопляющей работы.

7. Стадия развития данного дюнного ландшафта: находится ли он в периоде первых фаз своего развития и роста, достиг ли он состояния равновесия, закрепился ли он в силу развития на нём растительного покрова или общего изменения климатических условий, находится ли он наконец в фазе распада под воздействием дефляции и т. д.

8. Степень подвижности данного песчаного рельефа и возможные меры к её уменьшению (закреплению песков).

9. Степень засоления дюн.

10. Глубина залегания грунтовых вод.

11. Состав и густота растительного покрова.

12. Значение развития сыпучих песков для сельского хозяйства и вообще для культуры изучаемого района.

Исследования должны сопровождаться составлением карты распространения песков, зарисовкой и фотографированием наиболее типичных участков и деталей изучаемого района, составлением профилей дюн и групп их, сбором образцов песков, составлением гербария встречающихся растений, сбором сведений относительно скорости и направления передвижения песков, влияния человека на закрепление или, наоборот, на раздувание песков (искусственное закрепление растительности или вырубка лесов и т. п.).



ВНИМАНИЕ:
* К предыдущей части ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ РЯДЫ АККУМУЛЯТИВНЫХ ПЕСЧАНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.
* К следующей части ЭРОЗИОННЫЙ (СКУЛЬПТУРНЫЙ) ХОЛМИСТЫЙ РЕЛЬЕФ.
* К оглавлению книги ОСНОВЫ ГЕОМОРФОЛОГИИ.
* К сайту МЕМОРИАЛ ЯКОВА ЭДЕЛЬШТЕЙНА.

Информация на блоге ежедневно (кроме субботы и воскресенья) обновляется и пополняется.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Таблицы геоморфологических символов

Это приложение к учеьнику Я.С. Эдельштейна "Основы геоморфологии". ВНИМАНИЕ: * К предыдущей части ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О РА...