пятница, 26 марта 2021 г.

Глава 14, часть 2: ДЕЛЬТЫ

Особые образования возникают на тех участках побережий морей и озёр, где в них вливаются воды проточных артерий, несущих с континента обломочный материал. Здесь происходит как бы борьба между проточными континентальными водами и водами морского и озёрного бассейнов.

Несомый рекой аллювиальный материал, осаждаясь в устьевых частях, где течение ослабевает, постепенно повышает речное ложе и мало-помалу выдвигает его в направлении к морю. Осаждению материала могут препятствовать и даже совершенно задерживать его работа морского прибоя и береговые течения. Если последние достаточно сильны, то речные наносы увлекаются ими прочь от устья реки, осаждаясь затем где-нибудь дальше в виде прибрежных отмелей, кос, пересыпей и пр.

Если же привнос материала с суши преобладает над разрушительной работой морских течений и морского прибоя, то в устье реки возникает наносное аллювиальное образование, расширенным свои концом обращённое к морю, а суженным вдвигающееся в речное устье. Оно имеет неправильную треугольную форму и потому носит название дельты, по своему сходству с буквой "?" греческого алфавита.

Скорость роста и очертания дельты обусловливаются соотношением между созидающей работой реки и разрушительной деятельностью морских вод. В случае преобладания первой дельта быстро растёт вверх, увеличивая свою мощность, и в стороны. По мере разрастания дельты река в пределах её дробится на сложную сеть рукавов, и каждый рукав выдвигает свой самостоятельный конус, так что, в конце концов, дельта приобретает лопастные очертания. Типичным образцом такого рода может служить дельта реки Миссисипи (рис. 174).

Если разрушительная работа морских течений и морского прибоя достаточна для удаления материала, выносимого второстепенными рукавами, но не может уничтожить того, что создаёт главный речной ствол, дельта приобретает клювовидную форму (рис. 175). Если, наконец, береговые течения и морские волнения разрушают все далеко выдающиеся в открытое море выступы дельты, последняя получает округлый контур, выпуклостью обращённый к морю (такова дельта Нигера в Африке; в пределах СССР такую форму имеет дельта Лены (рис. 176).

Если дельта возникает на очень мелком побережье, где действие волнения особенно ощутительно, то получается весьма прихотливо очерченная, с изрезанными бахромчатыми краями дельта, окружённая бесчисленным множеством наносных островков; такова дельта Волги.

Если река открывается не непосредственно к морю, а в верхнюю часть бухты, образуется особая разновидность дельты, которую Джонсон выделяет в тип бухтовой дельты. Она обязана своим происхождением исключительно накоплению аллювиального материала, на отложение которого работа прибоя и морских течений почти не оказывают никакого влияния. При своём постепенном росте такого рода дельта может выполнить всю бухту или отрезать часть её и превратить последнюю в лагуну или реликтовое озеро. Дельта Невы даёт нам хороший пример такого рода.

Условия для образования дельт могут быть благоприятнее на поднимающихся берегах, чем на опускающихся. Но сам по себе процесс их роста не зависит от этих движений береговой линии, а обусловливается, главным образом, соотношением между работой моря и реки.

Разумеется, дельты могут возникать и на стабильных берегах. Берега, на которых развиваются дельты при описанных выше условиях, Джонсон предлагает относить к категории нейтральных.

Если в море, на недалёком расстоянии друг от друга, впадает ряд рек, строящих каждая свою дельту, последние могут сливаться в одну сплошную полосу, образуя тип дельтового плоского берега.

Р. Джоэль Россель и Р. Дэна Россель(1), описывая осадки дельты Миссисипи, утверждают, что здесь накопление осадков и следовательно нагрузка земной коры идут рука об руку с опусканием дня Мексиканского залива, причём это опускание достигает 8 и даже 18 фут в столетие. Причиной опускания авторы считают гравитационное давление толщи осадков. Они утверждают, что во многих геосинклиналях подавляющая масса осадков представлена дельтовыми отложениями. Подобные же явления (опускания дна) можно отметить в Зюдер-Зее к северу от дельты Рейна. Авторы доходят даже до утверждения, будто бы "очевидность оседания в нижних частях дельты Миссисипи столь стремительна и так хорошо согласуется с гипотезой, что оседание является результатом нагрузки осадков, что кажется невозможно отказаться от идеи, что дельтовая седиментация является наиболее могущественным фактором в диастрофизме побережья залива". Подобные же соотношения, по словам авторов, имеют место у всех крупных дельт мира.

В том случае, когда море наступает на сушу, река не бывает в состоянии в большинстве случаев достаточно быстро заполнить своё устье наносами, морские воды, смешиваясь с речными, вдаются в виде узкого, глубокого залива внутрь континента, образуя так называемый эстуарий (в русской терминологии — губа). Устье Оби даёт нам весьма типичный пример такого эстуария.

От устьев крупных рек по дну морей и океанов нередко протягиваются хорошо выраженные или русла, прослеживаемые местами до значительных глубин (до 2000 м). По мнению некоторых исследователей, такие ложбины представляют затопленные морскими водами низовые части речных долин; например: Конго, Обь, Енисей, Хуанхе и др. (2)

Что образование дельт и эстуариев не находятся в прямой зависимости от характера движения береговой линии, доказывается тем, что на одних и тех же побережьях мы находим рядом и эстуарии и дельты (например, северные берега Сибири).

Если расширенные, затопленные морскими водами устьевые участки рек отчленяются от моря пересыпями или косами, то их называют иногда, как это уже отмечалось, лиманами (термин этот применяется специально в отношении к затопленным, расширенным устьям рек на северном побережье Чёрного моря — лиманы Днепровский, Куяльницкий, Днестровский и др.). От эстуариев лиманы, следовательно, отличаются тем, что они совершенно или частично отчленились от моря наносными перешейками, или косами.

Лиманы представляют лишь особую разновидность полностью или частично отчленённых от моря лагун, которые на северном побережье Германии носят название гаффов, между тем как полосы намывного материала, отделяющие их от моря, называют здесь нерунгами (рис. 177).



Главное морфологическое отличие гаффов от настоящих лиманов заключается в том, что они не могут быть рассматриваемы просто как расширенные устьевые части рек, а представляют настоящие лагуны, нередко вытянутые параллельно берегу, иногда же и неправильной формы, суживающейся в направлении к устью, впадающей в гафф реки (типичными примерами гаффов могут служить: Куриш-гафф при устье Немана, Фриш-гафф при устье Прегели и частью Вислы и Штеттинский гафф при устье р. Одера).

Нерунги состоят из валообразных нагромождений галечника и песков, построенных деятельностью морского прибоя на мелком морском прибрежье. Иногда нерунги представляют узкие и длинные перешейки, ещё хорошо сохранившие форму берегового вала, каковым, по-существу, они и являются (Курише-нерунг, Фрише-Нерунг), иногда же они обладают гораздо более сложным строением, и в их составе можно распознать несколько параллельных береговых валов, более старых и более молодых, частью слившихся между собой, частью разрушенных (Штеттинский нерунг) и, наконец, иногда частично увеличившихся за счёт причленения вынесенного реками материала. По-существу, нерунги являются не чем иным, как полосой штранда (пляжа), но только не припаянной к материковому берегу, а как бы отодвинувшейся от последнего и выдвинувшейся в море. Часто нерунги прерываются одним или несколькими проливами, через которые во время приливо-отливов морские воды выливаются и выходят из гаффов и через которые находят сток в море опреснённые воды, вносимые в гафф реками. Расчленённость проливами может достигнуть такой степени, что вместо одного нерунга получается цепь вытянутых в линию галечно-песчаных островов (3).

Вода в гаффах бывает то солёная, то солоноватая, то, наконец, почти пресная, в зависимости от большей или меньшей доступности их притоку вод из открытого моря — прямому, через каналы в нерунгах, или косвенному путём просачивания через нерунги, а также в зависимости от количества вносимой в них реками воды.

Гаффы с течением времени постепенно мелеют вследствие заноса их, с одной стороны, аллювиальным материалом впадающих в них рек, с другой — эоловыми песками, приносимыми воздушными течениями с нерунгов и вообще с прибрежных полос. В дальнейшем они начинают зарастать, заболачиваются и мало-помалу превращаются в низменные болотно-луговые пространства, покрытые пышной травяной растительностью и называемые маршами (рис. 178, 179).

С течением времени поверхность маршей может снизиться в силу уплотнения и оседания грунта или вследствие общего медленного опускания суши и оказаться лежащей ниже уровня моря во время прилива и даже отлива (Голландия). Тогда марши затопляются речными и дождевыми водами, и для осушения их приходится прибегать к искусственной откачке воды и дренажу (голландские польдеры). Польдеры и марши лежащие ниже уровня моря, всегда подвергаются опасности наводнения во время сильных бурь, и их приходится защищать системами специальных предохранительных плотин.

Случается, что во время приливов морские воды проникают через прорывы в отделяющих от моря марши валах и заливают их временно, а с отступанием отливов вновь уходят. Такие временно затопляемые илистые пространства называются ваттами. На поверхности ваттов обычно имеются глубокие борозды, которые остаются заполненными водой даже в моменты отлива. Они обязаны своим происхождением приливно-отливным течениям, и системы их поэтому ветвятся по направлению суши и сходятся вместе к прорывам и нерунгам (рис. 179).

___________________

(1) R. Joel Rossel and R. Dana Rossel. Missisipi River Delta sedimentation, pp. 153-177.
(2) Прим. См. выше раздел о подводных долинах.
(3) Благоприятными условиями для образования нерунгов и гаффов является, кроме мелководного побережья, также и очертания берега: именно, классические нерунги формируются в местах, где малоизрезанная линия низменного берега образует плавные вогнутости внутрь континента, имеющие вид заливов или бухт. Небольшие заливы и бухты могут совершенно отчленяться от моря нерунгами (пересыпями).

ВНИМАНИЕ:
* К предыдущей части ФОРМЫ МОРСКИХ БЕРЕГОВ: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
* К следующей части ПРИБРЕЖНО-МОРСКИЕ И ПРИБРЕЖНО-ОЗЁРНЫЕ ТЕРРАСЫ.
* К оглавлению книги ОСНОВЫ ГЕОМОРФОЛОГИИ.
* К сайту МЕМОРИАЛ ЯКОВА ЭДЕЛЬШТЕЙНА.

Информация на блоге ежедневно (кроме субботы и воскресенья) обновляется и пополняется.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Таблицы геоморфологических символов

Это приложение к учеьнику Я.С. Эдельштейна "Основы геоморфологии". ВНИМАНИЕ: * К предыдущей части ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О РА...