Долины являются теми направлениями, по которым чаще всего в горных странах прокладываются пути сообщения. Поэтому большая или меньшая удобопроходимость, а следовательно, и доступность любой горной страны находится в известной степени в связи не только со степенью вертикального расчленения её рельефа, но и с типом её горно-долинного ландшафта, как он представляется в плане.
Высокие горные массивы (горные узлы) с звёздообразно расходящимися во все стороны глубоко врезанными долинами дают нам в целом ряде случаев примеры весьма труднодоступных стран. Так, высочайший горный узел Гармо (хребет Академии) на западной окраине Памира, в котором сходятся верховья рек Хингоу, Муксу, Ванча и др., принадлежит к числу наиболее труднодоступных частей Центральной Азии. Упоминавшийся выше массив Канского Белогорья в северо-западной части Восточных Саян, где высятся так называемые Фигуристые белки и откуда лучеобразно расходятся на юго-запад, запад, север и северо-восток реки Казыр, Кизир, Мана, Агул, Тагул, Бирюса и др., славится как одна из наименее доступных областей Восточного Саяна. Столь же труднодоступна и та массивная возвышенность Восточно-Саянских гор, которая известна под названием Тункинских и Китойских Альп и где сходятся верховьями реки Ока, Белая, Иркут, Джида, левые притоки Селенги и др. Такую же картину имеем у массива Хан-Тенгри в Тянь-Шане.
В горных цепях с перистым расположением долин перевалы приурочены к главному водоразделу и в зависимости от степени расчленения последнего отличаются большей или меньшей доступностью. В молодых складчатых горных цепях всё же во многих случаях перевалы располагаются на весьма большой высоте, представляя немалые трудности даже для колёсного движения, а при постройке железных дорог требуют прокладки длинных дорогостоящих тоннелей. Такие условия имеем в Альпах, на Кавказе, в Алайском, Гиссарском, Туркестанском и многих других хребтах Центральной Азии. Даже в не особенно высоких горных цепях такого рода сообщение между противоположными склонами сплошь и рядом бывает сопряжено с немалыми затруднениями. Примером может служить западная оконечность хребта Петра Великого в горной Бухаре, в пределах которой даже сравнительно невысокие перевалы - Яфуч и Камчирак - всё же доступны только для пешего или вьючного движения. Даже в хребтах Каратюбинском и Байсун-Тай колёсные пути были раньше проложены только через некоторые перевалы.
Решётчатый тип сочетания долин, как уже сказано, свойствен по преимуществу горным странам, зашедшим относительно далеко в своей морфологической эволюции, нередко таким, которые переживают уже второй или даже третий цикл эрозии (Аллеганы, Швейцарская Юра, средний и южный Урал). Поэтому, а также вследствие особенностей расположения долин, они отличаются и гораздо большей проходимостью, так как здесь поперечные долины весьма часто представляются сквозными (долинами прорыва). Пути сообщения, следуя по продольной долине, затем первалив через какой-нибудь боковой невысокий горный отрог, попадают в поперечную долину, выводящую на другой склон хребта, затем вновь в отрезок продольной долины, по которому и идут далее до следующего перевала и т. д. Таким образом, пути сообщения без особенных затруднений могут быть проведены через всю горную страну, покрытую такой системой долин, описывая ломаную, зигзагообразную линию. Это обстоятельство имеет немаловажное значение при прокладке железных и шоссейных дорог.
Несколько иными представляются условия в молодых горных странах: в них удобными для проложения магистральных транспортных линий можно считать, главным образом, продольные тектонические долины. Что касается поперечных долин, то, следуя по ним часто приходится преодолевать трудные перевалы; и даже в том случае, когда эти долины поперёк прорывают весь горный хребет, они являются в виде скалистых ущелий, по которым приходится прокладывать дороги с большими затруднениями и при условии производства капитальных технических работ. Примером может служить долина Енисея в том месте, где эта река прорывает Западно-Саянский хребет на пространстве между территорией Тувинской Республики и Красноярским краем.
К сказанному остаётся добавить, что в самых последних фазах эволюции, когда страна переходит в стадию горно-останцового долинного ландшафта, её долинная сеть приобретает в плане вид неправильной сети, в петлях которой сохраняются в форме останцов дольше всего сопротивляющиеся разрушению денудационными агентами остатки прежнего возвышенного рельефа.
ВНИМАНИЕ:
* К предыдущей части ТИПЫ ГОРНО-ДОЛИННЫХ ЛАНДШАФТОВ.
* К следующей части РАЗДЕЛЕНИЕ ГОРНО-ДОЛИННЫХ ЛАНДШАФТОВ ПО ХАРАКТЕРУ ИХ ВЕРТИКАЛЬНОГО РАСЧЛЕНЕНИЯ.
* К оглавлению книги ОСНОВЫ ГЕОМОРФОЛОГИИ.
* К сайту МЕМОРИАЛ ЯКОВА ЭДЕЛЬШТЕЙНА.
Информация на блоге ежедневно (кроме субботы и воскресенья) обновляется и пополняется.
Комментариев нет:
Отправить комментарий